Это прежде всего — «виновники» торжества; они сидят в центре и держат на руках младенцев. Потом, видимо, «золотые» супруги решили в день юбилея сняться отдельно.
Все дочери Шумовых (кроме Веры) вышли замуж за священников. Поэтому можно смело утверждать, что дородные красивые батюшки с крестами — это шумовские зятья.
Сличив большую юбилейную фотографию с маленьким снимком, опубликованным несколько лет назад в газете «Благовест», я даже могу утверждать, что стоящий слева на заднем плане священник — это отец Алексий Соколов с супругой, которая находится от него также слева (Комментарий Анастасии Петровой: «Это и есть Екатерина!»). Женившись на дочери (на Екатерине!) Шумова, он, после рукоположения, служил в церкви села Петрова Ряжского района. У отца Алексия было двенадцать детей. После рождения последнего ребенка жена умерла — случилось это еще до революции. В 29-м году отец Алексий был репрессирован, через три года — освобожден, после чего сразу же и умер.
Похожая печальная участь (репрессии) постигла всех священнослужителей семейства Шумова. Дочери знаменитого иконописца в полной мере разделили их судьбу.
Иной путь был предопределен сыновьям Шумовых: возможно, по той простой причине, что, как иногда говорят, они «вовремя» умерли.
Старший, Николай Николаевич Шумов (он в военной форме сидит слева от отца), жил в Москве, служил адъютантом Фанагорийского полка (полк этот существовал еще со времен Суворова), был дружен с авторитетными в Рязани людьми, в частности — с археологом Городцовым. Николай Николаевич запечатлен со своими родственницами еще на одном из снимков.
Яркой личностью был младший сын Шумова — Анатолий (он стоит справа от сидящего отца). Анатолий Николаевич выбрал карьеру чиновника, был старшим контролером Рязанской казенной палаты (на снимке он в своем парадном мундире).
По воспоминаниям М.Н. Коровкина, дом дедушки стоял в 300-х метрах от Вознесенской церкви, имелся большой приусадебный участок с прекрасным садом, сараем, погребом, колодцем. В доме все говорило о том, что живопись была семейным занятием. По стенам висели картины и образ Спаса Нерукотворного, который был написан Н.В. Шумовым и которым благословляли Анатолия и его невесту на их свадьбе.
Понятно, сколь ценен образ Спаса Нерукотворного, написанного рукою Шумова, но, как с сожалением констатируют Мстислав Николаевич и его жена Зинаида Михайловна, он не сохранился. Картины же перенесены из старого дедушкиного дома в их скромную квартиру на улице Лермонтова. Одна из них — неизвестного художника, а вторую (морской пейзаж) написал сам Анатолий Николаевич, обладавший несомненным художественным дарованием. Я обратила внимание на своеобразную раму, обрамляющую полотно. Мстислав Николаевич вдруг мне предложил: «Возьмите с рамы зернышко и… пожуйте его… Это же обычная гречка, только «позолоченная». Рама для морского пейзажа изготовлена, по всей видимости, в иконописной мастерской Николая Васильевича, а там подобные «хитрости» знали и умели делать».
— Моя мама, — продолжил рассказ Мстислав Николаевич, — передала в Художественный музей рисунок прадедушки Шумова, выполненный им еще в Академии. Она рассказывала мне о прадеде, но немного, потому что, когда он скончался, она была еще маленькая.
По утверждению Коровкина, его мама, совсем-совсем юная, на юбилейной фотографии сидит в самом первом ряду, у ног бабушки Надежды Федоровны.
— Я видел двух дочерей Н.В. Шумова, — говорит М.Н. Коровкин, — Веру Николаевну и Марию Николаевну. Это было в 1931-1932 годах, и Вера Николаевна была немного моей няней… В доме дедушки, Анатолия Николаевича, кроме его жены, Ольги Дмитриевны, жил их сын, (мой дядя) Валериан Анатольевич, и семья моей мамы. Время было страшное: боялись потерять дом, было голодно, жили за счет сада и квартирантов, продали рояль и книги. Все боялись ареста.
Основания для боязни были — хотя бы потому, что мать Мстислава, Людмила Анатольевна, была женой Николая Васильевича Коровкина, представителя весьма небедной рязанской семьи.
Анатолий Николаевич скончался в 1917 году. По политическим взглядам он был кадет, во время Февральской революции участвовал в общественной деятельности, организовал в своем доме что-то вроде приемной — возможно, там и заразился сыпным тифом и умер. (Его старшего брата к тому времени уже не было в живых).
Следует, наверное, еще раз пояснить читателям, что речь идет о доме Анатолия Николаевича Шумова, где Коровкины жили, наверное, до 70-х годов.
Дом самого Николая Васильевича Шумова располагался напротив Духовной семинарии (ныне — десантное училище). Члены семьи, знакомые сфотографировались однажды на его крыльце. Крайние слева на этом снимке: Николай Васильевич и его сын Анатолий.