Увидеть Луну

Попытка определить Божественное всегда без исключения обречена на провал. Многие из нас имеют свои варианты ответов на вопросы: «Что такое душа?», «Что такое Бог?», «В чем отличие души от духа?», «Что есть дух?», «Что есть причина всех причин?», «Есть ли у каждого человека свой путь или все мы частицы бесконечного хаоса?» Подобных вопросов великое множество. Научный взгляд на эти вопросы на настоящий момент не перспективен.Как бы вы ни старались, но каждая версия ответа на любой из них будет лишь конкретно вашим субъективным видением, которое все равно ошибочно, в той или иной степени. И больше всего искажений оно приобретает на моменте именно словесной формулировки.

Есть вещи, которые человеку не дано до конца понять. Они противоречат нашему привычному логическому осмыслению. Как только мы даем этим вещами определение, они – Истинные – ускользают от нашего восприятия, оставляя вместо себя обманчивую и примитивную подмену. Незаметно для нас самих мы скатываемся к словам, примерами, понятиям в сто крат ниже и приземленнее, упрощеннее, понятнее, привычнее, а значит просто теряем изначальную нить… Мы можем делиться мнениями, соглашаться или нет, принимать или не принимать, можем достигать определенной степени понимания, но с развитием нашего сознания, мнение будет меняться и совершенствоваться.

Вы, наверно, замечали, что прочитанная когда-то книга, через много лет воспринимается совершенно иначе. Открываются дополнительные смыслы, что-то подобно пазлу собирается воедино. Это говорит о том, что за этот промежуток времени личность ваша трансформировалась, произошел ее рост или, согласно Восточной традиции, наполнялись энергией чакры, бывшие на тот момент менее развитыми, чем сейчас. Вы имели какое-то понимание, но на своем уровне и не испытывали при этом никакого дискомфорта. А теперь уровень вашего сознания возрос, углубилось и понимание множества вещей.

Аналогично, то, что я сейчас пишу, — это моё нынешнее восприятие, но я скорее всего не стану так думать спустя несколько лет, и это вполне закономерно. Спустя какое-то время, я буду писать уже по-другому, иначе, в соответствии с моим будущим пониманием. Более того, вполне вероятно, что в своих записанных в прошлом суждениях я найду в будущем совершенно новые для себя смыслы.

Конечно, по большей части это касается неоднозначных  и глубинных вопросов, называемых мной «безграничными».

Любые названия и любые слова – это наши с вами человеческие ярлычки и значки, которые мы навешиваем исходя из своего уровня и с учетом общих договоренностей.

Например, стул – мебель, предназначенная для сидения одного человека со спинкой и сидением, без спинки – это уже табуретка, но, а если этот предмет мягкий и стоит в прихожей, то это уже банкетка и т.п. Мы легко можем отличить стул от стола или от дивана. Эти предметы имеют свои границы и занимают в пространстве место, а Божественное – безгранично.

Даже мировые религии, которые, принято считать, занимают некую посредническую роль между Божественным и человеком, даже они не совершенны.

Замечательное сравнение приводит Раджним Бхагван Шри, который известен нам больше, как Ошо. Он сравнивает религию с окном, а Божественное с бесконечным небом. И когда мы пытаемся что-то сказать о Божественном, мы должны понимать, что это будет сказано лишь об окне, оконной раме и стекле внутри рамы.

Есть и те люди, которым удалось выйти из дома и посмотреть на небо, увидев его настоящую безграничность и бескрайность. Но в то же время все эти люди не расскажут о небе одинаково, хоть оно всегда одно и то же. Целое нельзя передать или сообщить. Любые слова будут выборочными и непременно пройдут призму субъективности опыта и индивидуальности конкретного человека. Во всех описаниях мы можем использовать только лишь тот язык, который знали до момента познания. Язык может быть любым: христианство, ислам, буддизм, индуизм…

Божественное нельзя определить, его можно выборочно описать и на него можно указать. И даже здесь по словам Ошо могут возникнуть непреодолимые трудности: «Когда человек видит указатель, он отождествляет его с истиной. И тогда теряется весь смысл. На луну можно указать пальцем, но палец — это не луна».

«Увидеть Луну», даже если на нее указывают, способен не каждый. Часто людям мешает их догматичность или вовсе слабо сформированное мировоззрение и безразличие к вопросам познания бытия, и духовному самоопределению. Духовные идеалы таких людей спят, а жизнь их, насквозь пропитана бесконечным туманом ригидности, психологической непродуктивности и мирской суеты.

Человек может быть подобен животному, когда довольствуется только лишь утолением голода плоти. Эта животная черта выдает духовную (вернее бездуховную) ступень, на которой он стоит.

Примитивные животные переживания, огранивающиеся удовлетворением инстинктов, физических и физиологических потребностей, не могут сравниться с душевными проявлениями человека, а именно с его творческим, изобретательным и проницательным умом, с его самыми сложными, разнообразными, утонченными и возвышенными чувствами и, наконец, с его волевыми проявлениями, порождающими, вкупе с умом и чувствами, на уровне душевности различные науки, технику, искусства, музыку, поэзию, философию и пр. Это следующая ступень – способность творить.

Однако стоит помнить о недопустимости подмены понятий «душевность» и «духовность». Даже самые высокие душевные качества человека – это еще не самое высшее в человеке. Однако душу справедливо назвать посредником между миром физическим и духом.

Согласно святителю Феофану Затворнику, дух – это «та сила, которую вдунул Бог в лицо человека, завершая его сотворение».

Духовность обрекает человека на постоянные поиски Бога и Божественного. Мы ищем, ищем, ищем… Находим, поднимаемся выше и отбрасываем, и вновь пускаемся в поиски. Таким образом сосуд нашего сознания и духовного развития наполняется.

Неважно, каким языком описать это.

Например, в Восточной традиции есть понятие чакральной системы человека.

Чакры (санскр. «колесо», «энергетический диск или вихрь») – это основные энергетические центры человека.

На физическом уровне чакры соответствуют нервным узлам организма человека – ганглиям, таким образом взаимодействуя с нервной системой человека. Энергетические центры человека тесно взаимодействуют с нервной и эндокринной системами.

Если мы договорились представить человека в виде абстрактного сосуда, по уровню наполненности которого, можно судить об уровне его сознания и развития, то весьма наглядным будет провести аналогию с чакрами, так как они расположены «сверху-вниз» вдоль позвоночного столба от промежности до макушки по энергетической линии человека.

Приведу пример, который я однажды нашла в Сети.

Человек, сознание которого развито на уровне первого энергетического центра (нижней чакры Муладхара, в славянской традиции – Исток), стоя в лесу на земле, видит своё пространство. А личность с развитой второй чакрой (Свадхистана, у славян – Зарод) уже сидит чуть выше первого, например, на ветке небольшого деревца. Соответственно, и видит он больше, но при встрече этих двух людей, второй никогда не сможет объяснить первому то, что он видит, так как тот никогда не был на ветке и представить себе не может, что сидя на ней, можно увидеть, например, звезды, небо или даже Луну. Далее всё аналогично, чем выше ветка, тем шире обзор. Верхние чакры – это те самые ветки на верхушках деревьев, с которых открывается совершенно другой вид – более полная и широкая картина. Безусловно, на каждом из уровней есть своя Истина, свое сознание и свой уровень осознания всего, что ему открывается.

Есть даже те, кто сидит на макушках самых высоких деревьев – это просветленные люди, им открыта вся панорама. Они смотрят далеко вдаль и видят горизонт, им открыто и небо, и звезды, и Солнце, и та самая Луна… Рады бы они объяснить и рассказать другим обо всем, что им известно, но не все поймут даже о чем речь. Возможно, люди с верхних веток других деревьев увидят тот самый указующий перст на Луну, но еще неизвестно, смогут ли они увидеть саму Луну… Но зато они уже не отрицают ее существования, в отличие от тех, кто сидит на земле: они о верхних думают, как о безумцах.

Этот пример замечательно иллюстрирует наше общество. Каждому из нас приходилось встречать людей, развитие которых ограничено единственно существующими низменными интересами: пища, размножение, самосохранение, выживание и т.д.

Людям, у которых не развиты верхние, или хотя бы средние, чакры абсолютно бесполезно говорить о духовности, о росте сознания, о каких-либо высоких чувствах, а порой даже и просто об образовании и возможном расширении знаний.

Из биологии нам известно, что для инстинктов свойственна шаблонность и бессознательность. Для людей с невысоким уровнем развития характерна именно эта шаблонность мышления и поступков, отсутствие или низкий уровень контроля эмоций и низкий уровень осознанности жизни. Порой такие люди не читают книг или читают такие, что лучше бы не читали. Работа их не связана с интеллектуальной, творческой деятельностью. Если они слушают музыку, то это музыка с низкими частотами. Ведь для понимания и тем более для любви к классической музыке необходимо развитие верхних чакр.

Однако, не все проявления энергии нижних чакр низменны и нежелательны. В гармонично развитой личности они позволяют иметь ей очень ценные положительные качества – целеустремленность, упорство, практичность, воля…

Счастье и здоровье кроится в балансе развития всех энергетических центров. Бесспорно, нужно стремиться к повышению уровня сознания и росту духовности, однако важно не терять и связи с землей. Наряду с душой и духом, нам дано тело и игнорировать его потребности тоже не стоит.

Пример людей, сидящих на разных ветках деревьев, замечательно нам показывает, что спор о том, кто прав, а кто не прав, –  не уместен, каждый прав на своем уровне. У каждого свое субъективное восприятие мира. И, конечно, комфортнее для всех будет, если эти миры и эти люди не будут сталкиваться между собой.

Однако в реальной жизни людям разных уровней духовного развития часто приходится тесно переплетаться между собой. И, наверно, не зря…

Единственно правильным руководством по общению с такими людьми является лишь только одно: «Не мечите бисер перед свиньями».

Выражение может показаться высокомерным и даже грубым. Однако смысл в нем сакральный. В седьмой главе Евангелия от Матфея, в Нагорной проповеди Иисуса Христа говорится: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими, и, обратившись, не растерзали вас». Авторитетные толкователи, в числе которых и святитель Иоанн Златоуст, под псами понимали людей, живущих без желания стать лучше, а под свиньями – тех, кто живет не воздержано и распутно. Все они недостойны услышать Слово Господа, потому что не поймут его или более того – используют во вред тому, кто пытается его донести с благими целями.

Слово «бисер» вошло в русскую речь из церковнославянского языка. Это то же, что и жемчуг.

Никого нельзя принудить к самосовершенствованию насильно: ни уговорами, ни угрозами, ни гипнозом… Все это будет бессмысленным, если у него нет к тому собственных внутренних побуждений.

Автор: Анастасия Мирре