Игра Го. Символизм

Го — это особый мир, игровое пространство пересеченных линий, куда человек ступает, передвигаясь по камням (черного или белого цвета). И в этом мире, весь он как на ладони, видны все его тайны: видна жадность и щедрость, напористость и скромность, отвага и трусость, умение сосредотачиваться и идти к цели, а также слабость в отступлении с намеченного пути.

Го поистине невероятно настолько, что многие приписывают игре инопланетное происхождение. Это игра гармонии и баланса, битва, требующая считать ходы, видеть далеко вперёд, видеть возможные игровые варианты, количество которых в несколько раз превышает количество элементарных частиц во вселенной… При этом правила Го гораздо проще шахмат, а интенсивность игры выше.

Число множества существ происходит от Единого. Триста шестьдесят пересечений доски Го также происходят от Единого. Единица – образующий принцип чисел, полюс, порождающий четыре основные точки. Триста шестьдесят пересечений соответствуют числу дней в году. Они разделены на четыре части, подобно четырем временам года, и каждая из частей имеет девяносто пересечений, подобно числу дней в каждом времени года. На краях доски семьдесят два пересечения, подобно числу пятидневных недель в году. Триста шестьдесят камней поровну разделены на белые и черные, как Инь и Ян. Доска квадратна и спокойна, камни круглы и подвижны.

Чжан Ни. “Канон Вэйци в 13 главах“, середина XI века

В древности игра Го была тесно связана с гаданием и Книгой Перемен, одним из древнейших трактатов Китая, история которого теряется в глубине тысячелетий. Поэтому числовая символика и символика форм нашла самое непосредственное отражение в игре.

Доска для Го имеет размерность 19х19, что дает при перемножении 361. Центральная точка символизирует небо, а остальные 360 – годичный цикл. На гобане расположены 9 звездных пунктов – хоси, связанных с даосской системой “девяти дворцов”. Эти точки, равные по числу звездам в созвездии Большой Медведицы (согласно китайской астрономии), символизируют сущность вселенной. Если мы посчитаем количество квадратов на доске то их окажется 9 и центральная точка, по-японски – тэнгэн, Небесная Ось, Центр Вселенной.

Число возможных вариантов на доске 19х19 приблизительно равно 1740896506590319279071882380705643679466027249
502635411948281187068010516761846498411627928898
871493861209698881632078061375498718135509312951
4803369660572893075468180597603.
Это сопоставимо с числом атомов во Вселенной.

Другое значение звездных пунктов – Солнце, Луна и семь планет солнечной системы.

Первые три внешние линии на доске называются “линиями Земли”.

Самая первая – это “линия смерти”.

Вторая называется “линией бегства”.

Третья линия называется “линией жизни”.

Четвертая линия, на которой отмечены звездные пункты, символизирует границу материального и духовного миров и называется “линией разума” или “линией победы”.

Пятая линия называется “линией Неба”, с этой линией связаны наиболее изысканные и сложные стратегии игры.

Го иной раз называют следующими наименованиями, которые все происходят из Китая.
1. Дзаин (Сидящий отшельник)
Это выражает душевное состояние отшельника, погруженного в Го.
2. Ранка (Сгнившее топорище)
Это название произошло от старой китайской легенды. Жил-был дровосек. Однажды, возвращаясь домой из гор, он встретил по пути двух стариков, играющих в Го на скале. Он заглянул в партию с сильным интересом и забылся в восторге. Когда закончилась партия, два старика исчезли в воздухе. Остававшийся дровосек, забывший о времени, пришел в себя и нашел, что волосы у него поседели, а рукоятка топора сгнила.
3. Уро (Ворона и цапля)
Это риторическая фигура, уподобляющая черные и белые камни воронам и цаплям соответственно.
4. Хоэн (Квадрат и круг)
Не приходится и говорить, что квадрат и круг означают доску и камни соответственно.
5. Сюдан (Язык жестов)
Означает, что, хотя партнеры ничего не говорят во время игры, расставляемые на доске камни выражают все, что они думают.

Квадратная доска отображает законы Земли. Линии прямы, как божественные силы. Черные и белые камни разделены, как Инь и Ян. Их расположение на доске подобно модели небес.
Китайский историк Бан Гу (32- 92 г. н. э.). “Сущность Го

Игра Го может считаться либо совсем нетрудной, либо очень трудной. В известном смысле она нетрудная, потому что правила простые. Так как играющий может свободно класть свои камни на любые места, куда ему захочется, за исключением некоторых запрещенных ходов, для запоминания всех правил требуется лишь какой-нибудь час. Именно той же самой причиной, однако, объясняется то, что Го считается трудной игрой. Если наши ходы ограничены множеством правил, игра становится менее трудной в силу ограниченности продумываемых вариантов. Итак, мы ни на что не можем полагаться, кроме своих собственных способностей, точно так же как и при рисовании – здесь предоставляется полная свобода по отношению к холсту. Следовательно, хотя каждая партия имеет результатом победу или поражение, процесс ее должен вызвать такой творческий подъем, который требуется для создания произведения искусства. Го часто называют “искусством гармонии”. Поскольку эта игра является соревнованием за победу между двумя партнерами, эгоцентричный образ мышления часто приводит к самоуничтожению. Нужно все время иметь в виду, что твой партнер выдумывает наилучший ход точно так же, как и ты. Если оба партнера с отличным мастерством сделают все, что возможно, до конца партии, то доска должна будет быть покрыта черными и белыми камнями в совершенной гармонии. Такая партия будет тождественна превосходному произведению искусства независимо от результата: победы или поражения.

Го – самая захватывающая в мире игра”.  Издание Японской Ассоциации Го (Нихон Ки-ин)